Страницы биографии УФГ

Украинская финансовая группа приняла участие во многих проектах, обеспечивавших важные потребности нашего молодого государства. В качестве примера мы хотим рассказать об одном из таких начинаний, ставшем колоритной визиткой столицы Украины, аккумулировавшем в себе и достижения многих отраслей отечественной экономики, и лучший мировой опыт. Нынче с этой новинкой непосредственно знакомятся все, кто прибывает в Киев воздушным путем из разных континентов планеты. К тому же здесь зафиксирован важный исторический момент – речь идет о первом проекте, кредитованном в Украине Европейским банком реконструкции и развития.

Предлагаемое Вашему вниманию интервью было дано пресс-службе УФГ в канун 10-ой годовщины независимости нашего государства, однако, на наш взгляд, этот материал и нынче сохраняет свою информационную значимость.


ВОЗДУШНЫЙ МОСТ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

Перед годовщиной Независимости Украины в Киеве произошло событие, внесшее еще одну европейскую черточку в облик нашей столицы и выведшее престижную сферу отечественной экономики на солидные технологические уровни ХХІ века - в международном аэропорту «Борисполь» в рамках его комплексной реконструкции введена в действие суперсовременная взлетно-посадочная полоса. Причем успех здесь достигнут с привлечением лучшего международного опыта и ресурсов, респектабельных западных инвестиций, и в то же время – на базе эффективных рыночных подходов к организации дела, с использованием лучших профессиональных достижений наших соотечественников.

Мы попросили прокомментировать новый проект генерального директора Государственного международного аэропорта «Борисполь» Н.П.ШМАТКА.

- Николай Павлович, при введении в действие реконструированной взлетно-посадочной полосы №1 неоднократно говорилось об этой новостройке как о своеобразном подарке к первому 10-летнему юбилею нашей державы. Однако при упоминании о юбилейных аспектах память невольно возвращается к более ранним событиям. Да и новая ВПП – не начало, а развитие уже довольно длительной работы по реконструкции аэропорта. Причем началась она с кредита Европейского банка реконструкции и развития, который был, к тому же, самым первым, выделенным нашей стране. Поэтому, позвольте поинтересоваться вначале «историческими» аспектами: как видится Вам с высоты уже нынешнего времени именно тот, «стартовой» период?..

- В значительной степени, начало реконструкции аэропорта стало переломным периодом и для меня лично, и для нашего коллектива. Это был ответственный пролог к работе, которая должна была на деле продемонстрировать, что украинским специалистам по силам реализовать проекты высокого международного уровня, при этом находя полное взаимопонимание с солидными иностранными партнерами, налаживая плодотворное сотрудничество с отечественными и зарубежными специалистами в различных сферах деятельности, преодолевая многочисленные трудности и препятствия на этом пути.

Аэропорт называют довольно часто «воздушной гаванью». А вот один из Ваших коллег-журналистов назвал реконструкцию «Борисполя» по-иному – мостом. А точнее - «мостом в ХХІ век”. И, на мой взгляд - довольно метко. Причем не только потому, что этот проект объединил в себе работы, начавшиеся в веке прошлом, а завершившиеся – в нынешнем. Гораздо существеннее то, что здесь удалось преодолеть множество проблем и трудностей, присущих нынешнему времени, и как бы не пускавших нас в будущее. Ведь реконструкция «Борисполя» уверенно вывела отечественную гражданскую авиацию уже по-настоящему на уровень достижений третьего тысячелетия. Если прибегать к образу, предложенному Вашим коллегой, то речь идет о мосте, который вывел нас из одной технологической эпохи в другую. А это значит, что и Украина, и ее столица получили современные возможности для того, чтобы, действительно, на уровне ХХІ века реализовать стратегические преимущества своего геополитического расположения в самом центре Европейского континента, на динамичном «перекрестке» между Востоком и Западом.

Хотя, признаюсь, в ходе тих работ не раз казалось: прошлое нас все же не отпустит в будущее…

Вот и с Европейским банком реконструкции и развития не все было так легко, как может показаться на первый взгляд. Тот, кто когда-либо имел дело с этим учреждением, навсегда запомнит исключительную требовательность его специалистов. Лично я обратился сюда еще тогда, когда только лишь приступил к руководству Бориспольским авиаотрядом. И получил отказ. Причем ни тогда, ни позже я не обижался на тех, кто принял такое решение – отказ был совершенно обоснованным и лишь подтверждал высокий профессионализм работников авторитетной международной структуры. Ведь авиаотряды того времени не были и не могли быть надежными, стабильными партнерами. Вот и наш уже через несколько месяцев после моего обращения в банк разделился на три самостоятельных юридических лица, реорганизовавшись в нынешний международный аэропорт «Борисполь», предприятие «Киевцентраэро» и авиакомпанию «Авиалинии Украины». И лишь тогда с нашим аэропортом, как уже со структурой, имевшей и конкретную собственность, и реальные бизнес-планы, можно было иметь дело. И ЕБРР без промедления, в том же 1993 году, выделил нам кредит в сумме $ 5,1 млн.

Эти средства мы направили, прежде всего, на реконструкцию аэровокзального комплекса. Через 14 месяцев она была завершена. В результате произведенных работ полезная площадь аэровокзала, уникального по своему архитектурно-технологическому решению, увеличилась втрое, дав возможность обслуживать 600 пассажиров в час или же 2,5 – 3 миллиона в год. Параллельно этому был достроен терминал «А» для обслуживания пассажиров воздушных судов, выполнявших рейсы в Украине и СНГ. Мы внедрили у себя не только современное оборудование для обслуживания воздушных судов, но и современные системы для регистрации и информирования пассажиров, обработки багажа, грузов, управления производственной деятельностью и многое другое.

- Николай Павлович, а можно – сугубо о личном? Еще в союзной авиации Вы были известны своими идеями реорганизации отрасли в соответствии с международными стандартами, а возглавив аэропорт «Борисполь», начали конкретно их воплощать. И все же интересно: решились на этот шаг Вы под влиянием личных внутренних мотивов или все же под воздействием каких-то внешних обстоятельств?

- Прежде всего, я хотел бы, чтобы ни у кого не возникло впечатление, будто я действую по логике «И один в поле воин». Хотя, как руководителю, мне доводилось частенько на себя брать и инициативу, и принимать удары оппонентов. По моему глубокому убеждению, именно то, что персонал аэропорта «Борисполь» стал дружным, волевым, целеустремленным коллективом единомышленников, во многом и предопределило успех проекта. Без этого же, считаю, нынешние результаты нам бы еще долго не удалось осилить. И хотел бы, пользуясь возможностью, искренне поблагодарить всех, кто верил в меня, кто поддерживал, разделял со мной горечь многих тревог и трудностей последнего времени, и вместе пришел к запланированным рубежам.

Отсюда и отношение к мотивам, о которых Вы спрашиваете. В 1993-ем, когда я приступил к руководству аэропортом, несоответствие этой структуры требованиям времени видел не только я, но и каждый работник отрасли. Скажем, взлетно-посадочная полоса тогда была рассчитана, максимум, на 47-тонные лайнеры, а садились на нее даже более, чем в два раза тяжелые. В местах таких приземлений бетонное покрытие деформировалось будто под ударами кувалд, да и шасси самолетов при таком контакте подвергались не менее серьезным испытаниям. Поэтому при каждом приземлении тяжелых лайнеров нависала угроза аварий, что для пассажирского транспорта неразрывно увязывается еще и с возможными человеческими трагедиями. И с этим мириться я не мог.

К тому же независимость Украины, с каждым годом набиравшая конкретного наполнения, вынуждала рассматривать наши проблемы уже под иным углом зрения – престижа страны. Киев стал столицей европейского государства, а наш аэропорт – ее главной воздушной гаванью. Представьте, скажем, что было бы, если бы катастрофа самолета при посадке на устаревшей взлетно-посадочной полосе произошла в ходе официального визита главы иностранного государства или рабочей поездки руководителя известной международной компании? Или другое: разве не унизительно для государства, когда интерьер, сервис аэровокзала главного столичного аэропорта, куда прибывают солидные делегации со всего мира, мягко говоря, не соответствует даже просто приличному среднему уровню?

Не знаю, как кто, а я каждый ироничный взгляд в таких случаях воспринимал как удар в самую душу, как унижение и собственного достоинства, и престижа страны. И решил – хватит! Спасибо коллегам: и в коллективе нашего аэропорта, и в тогдашнем министерстве транспорта, и в правительстве поддержали мое решение о начале модернизации «Борисполя». Взялись за дело все вместе, всерьез. Хотя, если быть честным до конца - то в успех нашего начинания многие специалисты тогда все же не верили.

- Зато сегодня «Борисполь» в один голос все называют одной из самых современных воздушных гаваней не только СНГ, но и Европы. Вы собрали впечатляющий урожай наград и в Украине, и в зоне Содружества (один из таких конкурсов, кстати, так и назывался – «Лучший аэропорт стран СНГ»); на очереди, наверное, авторитетные международные смотрин и более значительного масштаба. Но помнятся также и бурные перипетии вокруг реконструкции «Борисполя», выплескивавшиеся в прессу, «поднимавшие температуру» в парламенте, в правительстве… Не считаете ли какие-то из упомянутых претензий существенными?

- К счастью, на все вопросы есть уже самый убедительный ответ – реальный европейский уровень современного аэропорта «Борисполь», высокие показатели его деятельности. Настоящий патриотизм – это патриотизм конкретных дел, конкретной заботы о своей стране и о своих соотечественниках. Именно эта логика и была положена в основу поэтапного превращения аэропорта «Борисполь» в одну из лучших воздушных гаваней континента. Часть запланированного уже удалось реализовать, над другой – работаем. В частности, после упомянутого освоения кредита ЕБРР мы ввели в действие терминал «С» для обслуживания VIP-пассажиров, зал для обслуживания пассажиров бизнес-класса, реконструировали соответственно требованиям «трехзведного» класса гостиницу…

Но особой оценки заслуживает, конечно же, прежде всего реконструкция взлетно-посадочной полосы №1. С ее введением мы, наконец-то, получили буквально выстраданную всеми работниками «Борисполя» возможность принимать у себя любые авиалайнеры любых авиакомпаний мира, обеспечивать им посадку в любую пору года, при любых погодных условиях и при любой видимости, обеспечивая со своей стороны важнейшие условия для точной, четкой реализации графика перелета. Резко увеличилась и пропускная способность аэропорта. При этом несопоставимо возрос уровень безопасности для пилотов и пассажиров, приземляющихся в «Борисполе». Повысилась надежность посадки всех типов самолетов в сложных метеорологических условиях. Если характеризовать все только что перечисленное в привычных для авиаторов терминах, то можно сказать кратко: ВПП стала соответствовать требованиям ICAO категории ІІІ А.

- Нельзя ли хотя бы вкратце охарактеризовать новую взлетно-посадочную полосу, обеспечившую такие изменения?

- Пожалуйста. В результате реконструкции длина взлетно-посадочной полосы №1 возросла с 2 500 метров до 4 000, ширина достигла 60. Нынешняя поверхность ВПП – это более 400 тысяч квадратных метров аэродромных покрытий, а толщина бетонной «подушки», этой сложной в инженерном отношении многослойной структуры из разнообразных материалов и оборудования, превысила 90 см. Для того, чтобы представить себе объемы работ, понадобившихся для сооружения данной конструкции, достаточно вспомнить, что здесь было переработано более 4 миллионов кубометров минерального и растительного грунтов, в «пиковые» моменты строительства сюда вкладывалось около 200 железнодорожных вагонов щебня… В ходе реконструкции ВПП проложено 66 километров высоковольтных и низковольтных кабельных сетей питания, 200 километров кабельных сетей питания огней, 42 километра кабельных линий связи системы управления.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что на новой взлетно-посадочной полосе установлено самое современное оборудование, отвечающее категории III A ICAO. В частности – светосигнальное, управляемое через компьютерную систему с рабочих мест диспетчеров; радионавигационное, с большой точностью определяющее дальность и местонахождение авиалайнеров и обеспечивающее их посадку при любой погоде; метеорологическая система, обеспечивающая автоматический сбор исключительно точной информации о малейших изменениях в направлении и скорости ветра, относительно видимости, температуры, влажности, атмосферного давления, осадков; система предупреждения возможности образования гололеда на полосе; система мониторинга шумов и другие.

Подчеркиваю еще раз: все упомянутое оборудование – самое современное, нередко – уникальное, производства ведущих западных компаний, отображающее передовой уровень развития мировой авиационной технологии. Мы стремились обеспечить у себя наиболее высокие параметры качества – и достигли поставленной цели. При этом каждый цент кредитов использован с максимальной эффективностью.

- Когда в прессе появились сообщения о параметрах сооружаемой в «Борисполе» взлетно-посадочной полосы, специалисты обратили внимание на то, что здесь явно проглядывали космические аспекты – ведь на такую полосу уже мог приземлиться, скажем, аэрокосмический комплекс: воздушный лайнер «Мрия» с «пассажиром», закрепленным на его фюзеляже – космическим «челноком» “БУРАН”. Во всяком случае, фотографии этой эффектной “парочки”, сделанные в ходе испытательных полетов в киевском небе, обошли многие мировые издания, сопровождаясь восхищенными комментариями...

- Мы можем гордиться аэрокосмическими перспективами, открывшимися после реконструкции нашего аэропорта. Нынче “Борисполь”, действительно, имеет все возможности для того, чтобы обеспечить здесь посадку (и не только в упомянутый Вами способ) космическим кораблям многоразового использования, побывавшим на околоземной орбите или в более отдаленных просторах Вселенной. Причем, хочу это отметить особо – речь идет не только об отечественных космических “челноках”.

- Знаете, в Вашем успехе порадовало и то, что хотя аэропорт “Борисполь” – государственная структура, но сумел решить свои проблемы он прежде всего эффективнми рыночными методами. При этом наладил конструктивное сотрудничество с настоящими грандами международного бизнеса. Ведь среди Ваших партнеров и клиентов – Европейский банк реконструкции и развития, концерн “Даймлер Бенц”, “Коммерцбанк”, “Дойче Банк”, другие известнейшие компании и банки...

- Выбор средств решения проблем, равно как и партнеров, диктует непосредственная практика, среда, в которой приходится работать. Естественно, с началом рыночных реформ в нашей стране, с самостоятельным выходом нашего аэропорта на международные рынки необходимо было осваивать уже новые методы хозяйствования. И мы учились этому раньше, учимся и сейчас. Судя по результатам деятельности – жизненный экзамен сдаем пока, вроде бы, неплохо.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить за сотрудничество наших партнеров, прежде всего, таких как Европейский банк реконструкции и развития, Daimler-Benz Aerospace (DASA) (правда, нынче эта компания трансформировалась уже в другую структуру - Deutschland GmbH, в свою очередь входящую в мощный европейский космический консорциум EADS), Walter Bau AG, Airport Consulting Vienna, SCT, Boschung Mecatronic, Vaisala, Bruel & Kjaer, Terma, T.E.S.L.A., Hera International GmbH, банки: Kommerz Bank, Baierische Landes Bank, Deutsche Bank AG, Kreditanschtalt fuer Wiederaufbau, Berliner Bank AG, Landesbank Berliner Girocentrale, SKB Banka D.D. и других зарубежных партнеров. Они надежно помогли нам в реализации планов реконструкции аэропорта, имели мужество и терпение вместе с нами преодолевать многочисленные объективыне и субъективные трудности украинского рынка.

Но особенно все же хотелось бы поблагодарить наших соотечественников. Именно их, без малейшего преувеличения, героическим трудом главным образом и удалось выполнить проект. Хочу напомнить, что 70 процентов строительных работ у нас осуществили именно наши соотечественники, все использованные на реконструкции “Борисполя” строительные материалы – украинского производства. Здесь, прежде всего, хотелось бы отметить Украэропроект, Аэросторой, СУ-813, Авиаспецмонтаж, СМУ-53, “Бруклин-Киев”, “Каскад” и другие трудовые коллективы.

- Еще один интересный аспект: реконструкция ГПА “Борисполь” стала как бы своеобразным полигоном, на котором испытывались возможности украинских компаний успешно работать уже по международным стандартам. Некоторым соотечественникам они открыли путь к дальнейшим, значительно более высоким самостоятельным достижениям. К примеру, в ходе реконструкции Вашего аэропорта всерьез заявила о себе компания “ОСТРА-КИЕВ”, сумевшая первой среди отечественных страховых сторуктур выиграть престижный международный тендер на право обеспечения страховых услуг в Вашем проекте, победив, в частности, целый ряд довольно известных западных компаний. Нынче “ОСТРА-КИЕВ” – признанный лидер украинского страхового рынка, высок ее авторитет и на международном рынке страховых услуг. А вот в 1993-м она, по существу, лишь начинала свое восхождение к профессиональным вершинам. И не случайно в рекламно-информационных материалах этой компании, как и Украинской финансовой группы, в холдинг которой входила в то время “ОСТРА-КИЕВ”, реконструкция аэропорта “Борисполь” рассматривается и как солидный проект, и как своеобразный трамплин к успеху. Интересно, а как оцениваете эти аспекты Вы – ведь речь идет о, так сказать, “неавиационных” моментах реконструкции? Разделяете ли вообще своих патнеров на “главных действующих лиц” и “второстепенных персонажей”, или нет?

- В таких проектах, как реконструкция аэропорта, мелочей просто не может быть; все без исключения сооружения, все технологические процессы должны функционировать четко, надежно, без малейших сбоев, ведь от этого зависит безопасность людей и техники. Так же мы оцениваем и труд тех, кто принял участие в реконструкции “Борисполя”.

Ну как отнести ко второстепенным, скажем, упомянутую Вами только что в качестве примера функцию, которую обеспечивала компания “ОСТРА-КИЕВ”? Ведь по уровню страхования проекта в солидной международной деловой практике судят о его уровне в целом, о надежности задействованных партнеров. В свою очередь от этого во многом зависит то, насколько реально будут направлены сюда инвестиции... В таком же рискованном для бизнеса реионе, как Украина, охваченной в начале 90-х еще и острейшим экономическим кризисом, требования к данному критерию еще больше возрастали. Не случайно Европейский банк реконструкции и развития, предоставлявший нам кредит впервые в практике его взаимоотношений с молодым украинским государством, определял особенно высокий уровень требований к стандратам страхования. Что же касается “Борисполя”, то не будем забывать и того, что от успеха стартового этапа реконструкции аэропорта самым непосредственным образом зависила судьба и последующих его этапов...

Поэтому в нашем коллективе никто никогда не прибегал и никогда не станет прибегать к избирательности при оценке чьего бы то ни было вклада в общий успех. Мы выражали и выражаем свою искреннюю, глубокую благодарность всем и каждому, кто приложил свои усилия к сооружению уникального аэродромного комплекса – от проектировщиков до непосредственных строителей. Благодаря каждому из этих людей, их знаниям, умению, самоотверженности в нелегких, а иногда – и драматических, критических ситуациях, мы нынче имеем общий значительный успех, общую Победу с большой буквы. Это наше общее, совместное завоевание.

- И как выглядит нынче эта Победа? Что представляет из себя аэропорт “Борисполь” сегодня?

- Прежде всего, это – главные воздушные ворота Украины. В прошлом году нами перевезено почти 1,5 миллиона пассажиров, более 5,5 тысяч тонн грузов. Согласно с заключенными договорами “Борисполь” обслуживает 63 отечественные и зарубежные авиакомпании (18 – из “дальнего зарубежья”, 16 – из стран-участниц СНГ, 29 – из Украины). Мы являемся полноправным членом Ассоциации аэропортов Европы ( ACI ).

Впрочем, как-то однозначно охарактеризовать деятельность аэропорта сложно, поскольку это многопрофильное предприятие, объединяющее 30 различных служб; здесь предоставляется более полусотни разнообразных услуг и количество их постоянно возрастает. К примеру, в нашем аэропорту вот уже шестой год подряд действует учебный центр по авиационной безопасности, инагурированный в 1998 году как Европейский субрегональный учебный центр ICAO. Кстати, открывал его непосредственно президент этой авторитетной международной организации.

Значительная часть наших услуг имеет, так сказать, «неавиационное» содержание. Ведь для аэропорта главное – обеспечить максимум комфорта пассажирам, а, значит, мы должны позаботиться о самых разнообразных потребностях, желаниях, вкусах людей…

Поэтому и сегодня одной из самых примечательных черт «Борисполя» является то, что он продолжает, прежде всего, динамично развиваться, модернизироваться. Скажем, та же суперсовременная взлетно-посадочная полоса №1, предоставив возможность принимать в Киеве уже любые лайнеры со всех концов мира, в то же время подчеркнула и несоответствие новым реалиям некоторых других структур аэропорта. Во всяком случае, заметно, что имеющегося пассажирского терминала явно маловато для значительного потока гостей, прибывающего воздушным путем в Украину – надо строить новый. И мы, как и раньше, «не ждем у неба погоды». Более 60 процентов своих прибылей вкладываем в дальнейшее развитие аэропорта. Совершенно конкретно беремся за строительство нового аэровокзального комплекса. В конце нынешнего года должны завершить внедрение системы качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001. В августе начнутся работы по расширению зон прилета и вылета для пассажиров терминала «В»…

Словом, работы – множество, и свое будущее мы неразрывно увязываем, снова же, со следующими этапами реконструкции аэропорта. Планка прогресса в авиации поднимается постоянно, а мы хотели бы, чтобы главная воздушная гавань Украины всегда была на уровне самых высоких достижений времени.