Вас задовольняють інформаційні матеріали на нашому сайті?
Так Ні

 Розсилки:
Новини
Прес-релізи



ЗЛЕНКО Анатолий Максимович,
известный
украинский дипломат, политический
и государственный деятель

1989-1990 гг. - первый заместитель Министра иностранных дел Украины. 1990-1994 гг. - Министр иностранных дел Украины.

В 1994-1997 гг. - Постоянный представитель Украины при ООН.

В 1997-2000 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины во Французской и Португальской Республиках, постоянный представитель Украины при ЮНЕСКО.
С октября 2000 года - Министр
иностранных дел Украины.

С октября 2003 г. - Советник Президента Украины по специальным международным вопросам.

ИНТЕРВЬЮ С МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ УКРАИНЫ А.М.ЗЛЕНКО

- Анатолий Максимович, Вам впервые выпало возглавить министерство иностранных дел Украины в то время, когда происходило рождение, признание независимости Украины, создавалось, утверждалось внешнеполитическое ведомство нашего молодого государства, формировались основы ее внешней политики. Да и представляя со временем интересы Украины уже в Организации Объединенных Наций, работая Чрезвычайным и Полномочным послом во Франции, Вы, в сущности, продолжали ту же важнейшую миссию, лишь в других сферах дипломатической деятельности. Вначале ХХІ века Вам вновь доверено возглавить главное отечественное внешнеполитическое ведомство, что в очередной раз засвидетельствовало Вашу особую роль в новейшей истории государства.
Но прежде всего хотелось бы поитересоваться все же личным: чем запомнился Вам непосредственно сам день провозглашения независимости Украины?


- Если речь идет о субъективных, внутренних ощущениях – то это был редкостный переход от чувства острой встревоженности опасностями для страны – к надеждам на лучшее, а затем и приобщение к атмосфере всенародного праздника…

Как известно, провозглашение независимости последовало за событиями 19-21 августа, связанными с печально известным ГКЧП и попыткой государственного переворота в стране. Тон заявлений путчистов был довольно грозным и в нашем МИДе, собственно, как и в других министерствах, Верховной Раде, силовых структурах анализировали разнообразные сценарии возможного развития событий, не исключая и самых радикальных. Ведь, скажем, введение чрезвычайного положения, выдвижение танков на улицы населенных пунктов Украины по команде «гекачепистов» означало бы по существу переход к гражданской войне.

Я побывал на заседании внеочередной сессии Верховной Рады, открывшейся 21 августа, услышал от народных депутатов их оценки событий и высказанные ими мнения избирателей, увидел решимость на многих лицах. Поэтому иллюзий относительно того, будто народ в этот раз может смириться с насилием, у меня не было. Подогревало атмосферу и то, что возле здания парламента собралось немало людей, настоятельно требовавших решительных действий против путчистов.

А вот 24 августа я с самого утра занимался организацией приема высокого гостя – Председателя 45-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Тогда этот пост занимал вице-премьер-министр Республики Мальта Гвидо де Марко. Мы до позднего вечера вели переговоры, поскольку события, связанные с ГКЧП, еще раз засвидетельствовали, насколько важными для Украины являются понимание и поддержка мирового сообщества.

Протокольные документы подписывались в одном из служебных помещений напротив Верховной Рады. И когда мы уже завершали программу встречи, вдруг за окнами взорвался радостный гул многих голосов. «Люди возле парламента приветствуют принятие Акта о независимости Украины!» - сказал один из сотрудников МИДа, следивший за развитием ситуации. Мы также начали приветствовать друг друга. Наш высокий гость адресовал торжественные слова украинскому народу от имени Генеральной Ассамблеи ООН.

Я предложил господину де Марко встретиться с Леонидом Кравчуком – Председателем Верховной Рады Украины, который только что председательствовал на сессии, где было принято историческое решение, и к тому же был самым высшим в то время должностным лицом в стране. Наш гость с радостью согласился и через несколько минут мы уже протискивались сквозь триумфующую массу людей возле парламента. Одни обнимались, другие пели патриотические песни, третьи выкрикивали радостные здравицы в честь давно ожидаемой независимости.

Под впечатлением всего этого мы и вошли в кабинет КРАВЧУКА. Леонид Макарович был также радостно возбужден атмосферой пленарного заседания, на котором только что было принято историческое решение. Поэтому приветственные слова Председателя Генеральной Ассамблеи ООН сразу же создали теплую, сердечную, праздничную атмосферу. Это было саме первое и в то же время – особо высокого уровня международное признание нашей независимости.

Я детально вспоминаю тот исторический день не только потому, что этого требует ответ на Ваш непосредственный вопрос. Так сложилось, что метаморфозы 24 августа в значительной степени символизировали общую атмосферу, в которой в течение вот уже десяти лет кряду утверждается независимость Украины. Как и всюду в нашем бурном мире, позитивные перспективы неизменно перемежаются с трудностями и проблемами, или, как нынче принято говорить - с вызовами времени.

Взять хотя бы массовое признание в мире Украины в качестве уже независимого государства после Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года. Кое-кто и в книгах, и в материалах СМИ назвал его триумфальным. Собственно, со стороны этот процесс мог, действительно, показаться таковым, особенно тем патриотам, которые так жаждали выстраданной веками независимости. Но у меня, человека, непосредственно занимавшегося им, до сих пор осталось впечатление исключительно тяжелой, напряженной работы. А еще – ощущение того, что в мире, признавшем нас, мы никогда не были и не будем «парадными гостями». Достойное место здесь можно занять лишь серьезным и напряженным трудом, энергичностью, нестандартными подходами к решению существующих проблем.

Конечно же, были и стремительные, приятные по своей природной легкости и праздничности события. Скажем, именно таким праздником в душе навсегда осталось то, как признала нашу независимость Польша – первой среди всех иностранных государств. Специальный представитель польского правительства в Киеве Ежи КОЗАКЕВИЧ уже на следующий день после проведения Всеукраинского референдума засвидетельствовал свое почтение Министерству иностранных дел Украины и вручил мне ноту, в которой Польша признавала независимость нашего государства и высказывала готовность установить с нами дипломатические отношения.


Радостные воспоминания – и об открытии первого зарубежного посольства в Украине. Этот приоритет остался за еще одним нашим соседом – Венгрией. Причем коллеги поработали, действительно, с редкостной оперативностью – в прессе затем высказывали удивление по поводу того, что уже через час после подписания протокола об установлении дипломатических отношений на помещении появилась табличка с новым официальным названием посольства…


Волнующим праздником для нашего МИДа было признание Украины Канадой – первой из «семерки» наиболее развитых стран Запада. С теплом в душе вспоминаю, как нам удалось наладить прекрасное взаимопонимание и с премьер-министром Канады Брайаном МАЛРУНИ, и с Государственным секретарем по иностранным делам Барбарой МАКДУГАЛ. Они даже шутили, что особенно внимательно следили за развитием событий в нашей стране, дабы самыми первыми в мире признать независимость нашего государства. И не случайно уже в сентябре 1991-го мы подписали Декларацию об отношениях между Украиной и Канадой – документ, существенно повлиявший на позиции других западных политиков и дипломатов.


А разве забудется то, что первым политиком, поздравившим Леонида Макаровича Кравчука с избранием на пост Президента Украины был Борис Ельцин – лидер России, страны, где наша независимость отнюдь не во всех вызывала тогда ощущение энтузиазма...


Однако другие решения, имевшие и ощутимый резонанс в мире, и в значительной степени повлиявшие на позицию международного сообщества относительно нашей независимости, дались крайне нелегко.


К примеру, исключительно важными для меня и моих коллег стали переговоры с министром иностранных дел Германии Гансом-Дитрихом Геншером. И не только потому, что Германия занимает особое место в Европе, имея значительное влияние, экономическую мощь, культурно-научный потенциал. Ведь не случайно именно ФРГ и Франция создали настоящий «локомотив европейской интеграции».


В декабре 1991 года, когда мы сели за стол переговоров с германской стороной, Геншер председательствовал в Совете министров иностранных дел государств-участниц Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. От него во многом зависело, насколько быстро наше молодое государство будет признано странами Европейского сообщества, когда и на каких условиях мы сможем присоединиться к Заключительному Хельсинскому Акту, полноправно войти в круг членов ОБСЕ и других международных структур.


Переговоры в Бонне были очень напряженными. Я имел возможность еще раз непосредственно убедиться в том, насколько глубоким политиком являлся Геншер, как скрупулезно взвешивал он каждый шаг в восточной политике. Тем более радостно было достичь договоренности, дававшей надежду на то, что со временем Украина наконец-то станет полноправным европейским государством не только по географическим критериям.

Не менее активный и напряженный диалог велся и с Великобританией, Францией, Италией, Нидерландами, Австрией, скандинавскими и другими государствами. Для утверждения Украины в международном сообществе много дали первые официальные зарубежные визиты Президента Украины Леонида Макаровича КРАВЧУКА прежде всего - в Соединенные Штаты Америки, Францию, Великобританию, Польшу, Италию, Китай и другие страны. В июле 1993 года Верховная Рада Украины одобрила Главные направления внешней политики Украины. Настоящим дипломатическим прорывом стало подписание Президентами Украины, США и России Трехстороннего заявления в Москве 14 января 1994 года, создавшего предусловия для качественно новой политики Запада в отношении Украины.

Возвращаясь памятью в те времена, могу вспомнить добрым словом Украинскую финансовую группу и другие отечественные структуры, подставившие свои плечи под утверждение нашего молодого государства на международной арене. Для меня очевидно, что усилия дипломатов и политиков могут быть в значительной мере напрасными без надлежащей поддержки деловых людей, деятелей науки, культуры, искусства, представителей других сфер жизни общества. Так вот, УФГ была одной из компаний, которая с самого начала сознательно работала на независимость Украины.


- Чем особенно запомнилась Вам в этом смысле деятельность Украинской финансовой группы?


- Не хочу и не могу оценивать деловую стратегию УФГ или направления ее деятельности (ибо попросту не знаю их). Однако как профессиональный дипломат хотел бы отметить работу этой компании, постоянно нацеленную на способствование развитию и укреплению главным образом международных деловых связей Украины.


Валерия БАБИЧА, создавшего эту компанию, я знаю еще со времени его работы в Совете Министров Украины, а позже – в качестве советника Президента Украины по экономическим вопросам, принимавшего участие в ряде важных зарубежных визитов, в частности, в Соединенные Штаты Америки. УФГ одной из первых начала сотрудничать с, действительно, серьезными западными партнерами: инвестиционной компанией «МЕРИЛЛ ЛИНЧ», концерном «БМВ», американскими компаниями «КОМПАК» и «САН МАЙКРОСИСТЕМС», известными операторами страхового рынка «ЛЛОЙД’С» и другими лидерами мирового бизнеса. Насколько помню, БАБИЧУ удалось привлечь к сотрудничеству в Украине также известную западную корпорацию «ВЕСТЕРН ЮНИОН» - мирового лидера в сфере быстрых денежных переводов. Эта компания имеет во всем мире широко развитую сеть представительств. При участии специалистов Украинской финансовой группы сеть таких центров появилась и у нас в стране.


В свое время, когда мне пришлось работать Послом Украины во Франции, УФГ выступила спонсором целого ряда культурных мероприятий в обеих странах, связанных, в частности, с чествованием памяти нашего великого земляка Сержа ЛЫФАРЯ
.

Не менее волнующим культурно-историческим открытием были и финансированные Украинской финансовой группой телевизионные программы цикла “Пять вечеров в Париже”. Здесь, в частности, шла речь о звездах французского и мирового кино – Марине ВЛАДИ и Робере ОССЕЙНЕ, имеющих родовые корни в Украине; об оперной певице Ульяне ЧАЙКИВСКОЙ, организовавшей украинско-французскую ассоциацию “Весна”, куда вошли многие ведущие деятели исксства современной Франции, помогавшие нашей стране. Запомнились и видеосюжеты об украинских патриотах, принимавших участие в борьбе с фашистами на стороне Движения Сопротивления, о парижском фрагменте биографии Симона ПЕТЛЮРЫ…

Творческая группа, спонсированная УФГ, открыла в своем телевизионном цикле, в частности, то, что, скажем, Робер ОССЕЙН, всемирно известный режиссер суперпопулярного цикла фильмов об Анжелике, актер, сыгравший в данном сериале незабываемую роль благородного и мужественного графа де Пейрака, художественный руководитель одного из самых популярных в современной Франции театров – это наш земляк, трепетно берегущий в душе воспоминания о Родине его матери, стремящийся помочь нашей стране, поделиться с земляками своей любовью.

- А как Вы в целом оцениваете роль, сыгранную отечественными предпринимателями в процессе утверждения Украины на международной арене?


- Безусловно, позитивно. Взять хотя бы Украинский союз промышленников и предпринимателей, эту мощную и влиятельную организацию бизнес-элиты. УСПП вела и ведет исключительно широкую и активную международную деятельность, способствуя международным контактам соотечественников-бизнесменов. Не менее важно и то, что из рядов этой организации вышло немало государственных деятелей самого высокого уровня, непосредственно влиявших и влияющих на разработку и реализацию внешней политики Украины. Достаточно вспомнить Леонида Даниловича Кучму, впервые победившего на президентских выборах, пребывая во главе именно Украинского союза промышленников и предпринимателей.


Уверен, роль УСПП, других экономических и промышленных объединений, больших и малых компаний в системе внешних отношений Украины будет постоянно возрастать. Этот процесс является важной составной курса на экономизацию внешних отношений, реализуемого нынче МИДом совместно с Министерством экономики, другими государственными структурами, задействованными на внешнеполитическом направлении.

Мы исходим из того, что каждый шаг Украины на международной арене должен прежде всего взвешиваться с точки зрения интересов национальной экономики. Создание механизма непрестанных контактов с отечественными деловыми кругами – одна из приоритетных задач, над которым сейчас работает Министерство иностранных дел Украины.

Солидные украинские компании должны стать нашими постоянными партнерами в реализации интересов национальной экономики за рубежом. В конце концов, интересы национальных компаний, особенно тех, кто инвестирует в производство, и интересы государства в значительной мере совпадают. Мы должны найти оптимальный механизм, чтобы это совпадение интересов постоянно работало на пользу нашего народа.


- Позвольте опять вернуться к событиям десятилетней деятельности… Какой визит был наиболее сложным на первом этапе Вашего пребывания во главе МИДа Украины?

- Ни один визит не дался «даром». Но особенно запомнился первый официальный визит Президента Украины Л.М.КРАВЧУКА в Соединенные Штаты Америки. Исключительная роль США в западном мире в комментариях не нуждается. Но так сложилось, что именно на данном направлении отечественной внешней политики события разворачивались вначале особенно драматично. Хорошо известно, скажем, насколько жесткой в отношении перспектив нашей независимости была позиция Джорджа БУША. Она со всей недвусмысленностью была выражена в памятном для всех нас выступлении тогдашнего президента США перед депутатами Верховной Рады Украины 1 августа 1991 года. БУШ, по сути открыто призвал сохранить СССР. Понадобилась колоссальная работа и украинской, и американской сторон, встречи, консультации, переговоры как в Киеве, так и в Вашингтоне, чтобы 25 декабря Соединенные Штаты Америки официально признали нашу независимость, а 2 января 1992 года были установлены дипломатические отношения между нашими государствами. При этом специалисты политической и дипломатической сфер надлежаще оценили то, что первым из западных политиков приветствовал Л.КРАВЧУКА с избранием его Президентом Украины именно Джордж Буш.

В момент визита Президента Украины в США дипломатические отношения между нашими странами только недавно были установлены и едва начинали обретать конкретику. Да и в целом система самостоятельной внешней политики Украины тогда лишь формировалась...


- В Вашей жизни особенное место занимает Франция. Вы сначала работали здесь в штаб-квартире ЮНЕСКО, затем – Послом. Интересно, чем запомнился Вам период установления дипломатических отношений между этим государством и независимой Украиной. Ведь Франция – страна, чья роль в европейской и мировой политике – особенна...

- Мне прежде всего навсегда запомнился первый официальный визит Президента Украины во Францию. До июня 1992 года, когда Л.М.КРАВЧУК посетил Париж, эта страна в значительной степени выжидала, присматривалась к тому, что же на самом деле представляет из себя молодое государство в самом центре континента, практическа равная ей и по территории, и по численности населения. К тому же, ни для кого не секрет, что Франция имеет глубокие, основанные на многовековых традициях, связи с Россией. После развала тоталитарного режима в Советском Союзе к историческим критериям прибавились еще и экономические, политические перспективы. Под влиянием всех этих обстоятельств Франсуа Миттеран вначале занимал по отношению к Украине осторожную позицию. Иногда даже создавалось впечатление, что официальный Париж определяется в том, возможно ли вообще относиться к Украине как к самодостаточному европейскому государству.

Поэтому, когда переговоры на высшем уровне были завершены и в торжественной атмосфере Елисейского дворца состоялось подписание документов о сотрудничестве наших двух государств – это был для меня один из тех моментов, когда ощущаешь счастье, реальную отдачу от своего труда. Я и сам с радостью поставил подписи под некоторыми соглашениями – вместе с тогдашним Премьер-Министром Франции Пьером Береговуа. Кстати, он - украинец по происхождению, что дало основания некоторым журналистам из нашей делегации сразу же называть его “по своему” – Петро Береговой. Надо отметить, что господин БЕРЕГОВУА и сам не скрывал своих родовых корней, имеющихся на украинской Слобожанщине, а во время встреч общался с членами нашей делегации очень тепло, как с земляками. Хотя, конечно же, как политик-прагматик, он профессионально и ответственно отстаивал интересы Франции, а честность, порядочность этого человека были исключительными.

У меня до сих пор это одно из самых теплых, радостных воспоминаний о нелегкой поре признания независимости Украины в западном мире.

- Дипломатия советской республики и дипломатия независимого государства –понятия разные. Как происходил процесс приспособления украинского МИДа к новым требованиям жизни?


- После провозглашения независимости нашему молодому государству пришлось создавать внешнеполитическую отрасль, практически, с ноля. Почти вся внутренняя и внешняя система учреждений, подчиненная министерству иностранных дел бывшего СССР, осталась в наследство России.

Вот и выпало нам фактически заново создавать инфраструктуру, призванную обеспечивать внешние интересы независимого украинского государства. Приходилось на ходу, одновременно решать политические, административно-технические, финансовые, кадровые и другие вопросы.

Это было время больших вызовов и большого романтизма. И сейчас, когда перед страной встают новые задачи, приятно вспоминать об этом времени - как о периоде, заложившем фундамент украинской национальной дипломатии.

Киев, август 2001 г.




Фінансовий дисплей
 Київ 
 Лондон 
 Нью-Йорк 
 Токіо 

Про компанiю | Прес-релiзи | Реклама | Карта сайту | Контакти
АТ "Українська фiнансова група" © 2003
Розробка сайту Cintech - Ukraine